Оштен. Июль 2015. Дмитрий Кудряшов

И вот я проснулся. Сегодня меня ждёт начало первого самостоятельного восхождения в моей жизни. Лёгкое волнение, быстрый завтрак, рюкзак в машину - и вперёд! По дороге оперативно забираем Андрея, и следующие 3 часа пути, в предвкушении будущего, обсуждаем наши планы. Время в пути пролетело незаметно и вот мы уже у базы МЧС.

По правде говоря, это очень волнительно и отдаёт лёгкими нотками страха. Войти к ним в дом, проходить в комнату регистрации, отвечать на все вопросы, давать все контактные данные. Чувствуется, как гигантский груз ответственности ложится на твои плечи, как только тебя записывают в графу: «ведущий группы».

Следующий пункт, где пришлось так же отмечаться, КПП «Лаго-Наки», не так сильно задержал нас. Быстро купив билеты, наше путешествие началось.

В горах принято со всеми здороваться, так как там совсем другие люди. С каждым человеком, встречающимся у тебя на пути, будь то твой ровесник или семидесятилетний пожилой мужчина, можно смело поздороваться, спросить о его делах, о планах, о маршруте, после чего завязывается короткая, но крайне увлекательная беседа. Возможно, ты больше никогда не увидишь этого человека или группу, но все уйдут с широкими улыбками и поднятым настроением от внезапной беседы. В горах возраст, положение, внешность и деньги не имеют значения, там нет каких-то строгих законов,что-то запрещающих. Лишь моральное воспитание имеет значение. Законы не нужны, так как некультурные просто не доходят до того момента, где начинается атмосфера доброжелания, понимания, искренности.

После КПП метров 200 идёт дорога, вдоль неё, на обочине, стоят машины и идут люди. Тут ещё никто ни с кем не здоровается, у людей, едущих вперёд на дорогущих джипах со скоростью медленнее человеческого шага, боясь попадания маленького камушка на иномарку, совсем другой взгляд. Но дойдя до начала плато, пред тобой открывается удивительнейшая красота... бесконечные альпийские луга, бескрайние просторы, с пасущимися вдалеке животными. Вокруг есть лишь два цвета: зелёный, цвет лугов, цвет твоего пути и голубой цвет неба. Встречающиеся по пути люди сильно улыбаются, что-то спрашивают, ты им так же отвечаешь, и вот вы идёте вместе. Не видно где кончается тропа, видно лишь десятки, сотни километров, видна граница между голубым небом и зелёными полями... время протекает незаметно. По пути встречаются табуны пасущихся лошадей и коров. Бывает, что возникает непреодолимое желание просто остановиться и посмотреть на это: посмотреть на диких животных , не сильно прирученных человеком. Посмотреть на их движения, грацию внешность. Заглянуть им в глаза, когда, проходя мимо, они отрывают свои головы от травы и смотрят на тебя, изучают. Животные не боятся, не реагируют, просто смотрят, так же и ты просто смотришь, и создаётся впечатление, что животное понимает тебя, а ты постепенно вникаешь в мировоззрение животного.

Спустя где-то час пути, мы поднялись на возвышенность, разделяющую две части плато, и перед нами открылся величественный Оштен. Смотря на вершину, два часа пути к подножию прошли незаметно, и вот мы пришли к первой стоянке. Пути восхождения на Оштен, Фишт, а так же как от стоянки дойти до приюта под Фиштом мы не знали , так что спрашивали об этом у всех людей.

На подходе к первой стоянке нам на встречу шёл мальчик, который узнал меня как только увидел, это был Олег, он тренируется у нас на скалодроме. Нам безумно повезло, так как он и его семья решили в этот день пройтись до второй стоянки под Оштеном, откуда нам и посоветовали начать восхождение на следующий день. Распрощавшись, мы сложили рюкзаки и я пошёл беседовать с другими группами, дабы прицепиться к кому-то и взойти вверх вместе.

Неподалёку стояла группа, ребята приехали из города Камышина, но, так же как и мы, в первый раз. Мы договорились идти с ними вместе завтра, в 6 утра выход. И всё же мы не знали дороги, и я пошёл общаться дальше. Подойдя к другой группе, меня очень тепло встретили. Мужики, сидящие там, сегодня были на Оштене, завтра уже уходят. От них я получил всю нужную информацию: описание маршрута в целом, местонахождение указателей, туриков, основная дорога. Щедро поблагодарив их, настало время нам ставить палатку.

Во время наших действий мы заметили, что весь лагерь стоял, подняв головы в сторону наших спин и смотря куда-то высоко. Мы поднялись, оглянулись и увидели нечто: с высочайшего холма, доходящего высотой до половины Оштена, на нас спускался густой туман. Словно вода ровным рядом стекает по наклонной поверхности...медленно, испуская тонкие белые языки, этот туман приближался к нам. По ходу приближения ветер становился всё холоднее, солнце освещало нас всё меньше и, наконец, туман дошёл до нас. Ничего, кроме серого цвета ты в небе более не видишь. Дальше 50 метров от тебя только сплошной серый мрак, не видно даже травы под ногами.

Сполна насладившись этим зрелищем и повспоминав со смехом фильм «Мгла», слегка перекусив, мы отправились спать. В палатке было безумно тесно, еле-еле ужившись с нашими рюкзаками и найдя места под стенками, мы легли с мыслями , что завтра нас ждёт чудовищный день, самый тяжёлый из всего нашего путешествия. Ночь была беспокойной, ни я, ни мой друг не могли уснуть и проспали максимум часа два. Холод...как же там было холодно, словами не передать. В первый день всегда так, а в последующие уже адаптируешься. Мы должны были встать в 5, но из-за бессонницы Андрей разбудил меня, заснувшего под утро, в 4:30 и нам пришлось встать, кое-как выбраться из палатки и начать много двигаться, чтобы стало тепло. В то время солнце было далеко за горами, ни лучика не было даже видно.

Завтрак - это самое значимое время для приёма пищи. Так что, зная это, мы не доварили гречку, зато переварили сосиски. Кое-как съев наши наивкуснейшие блюда, мы были готовы к выходу, как и идущая с нами группа. Собрав быстрый перекус, воду и одежду , мы двинулись в путь.

Говорят, что Оштен сложнее Фишта, так как на нём идёт постоянный подъём. Перестаёшь чувствовать усталость, когда смотришь по сторонам и видишь невообразимые долины, границы которых окутаны туманом. Мы шли два часа, но время там совсем не чувствовалось. Во всяком случае у меня, так как с этой горой у меня личные счёты. Два долгих года назад попытка взойти на Оштен была моим первым опытом. Тогда мы попали в метель и чуть не заблудились, даже и не дойдя до Оштена. Тогда я умирал, я сильно тормозил группу. Вспоминая об этом, пройдя уже большую часть маршрута , я оставил палки Андрею и побежал...перепрыгивая лёгкие скалки , камни, быстро пролезая между зубьев хребта, видя вершину, я просто бежал, что бы наконец подняться туда, и через какие-то секунды я уже был ней, откуда увидел всю долину, весь путь, пройденный нами, всё, что нам предстоит.

Стоя на вершине, я просто наслаждался этим моментом… через минут 15 дошла и остальная группа. Мы сидели, радовались, веселились. Группа, что пошла с нами, решили идти вниз, а мы остались сидеть. Уходить крайне не хотелось, когда на такой высоте ты видишь абсолютно всё...включая и Фишт , который был нашей завтрашней целью. Немного посидев , и мы пошли вниз. Спуск был быстрый , мы даже догнали ту группу, спустились за час. Затем перекусили , собрали рюкзаки и пошли. Предстоял сложный выбор , так как по пути на Оштен встречающиеся нам группы давали разные мнения о нашем пути. Пути к приюту Фишта. Можно было обогнуть Оштен справа , так более длинно , но менее тяжко или же обогнуть его слева, через Инструкторскую щель, более тяжело, опасно , крутые склоны и 2 сложных перевала. Мы выбрали второй вариант , и шли к приюту , уставшие после Оштена, с тяжеленными рюкзаками , долгие 7 часов. Карабкаясь по перевалам , припадая к речкам от желания попить холодную воду, к вечеру мы были у приюта. У стены дома сидел мужичок , Сан Саныч , главный в приюте , мы подошли и начали регистрацию. Так же , указав себя в роли ведущего. Саныч начал спрашивать нас о времени завтрашнего восхождения , однако мы даже пути не знаем , не то что времени...и вот , когда мы начали запинаться, подошёл человек и сказал , что мы пойдём с ними. Это был Саша , ранее мы работали вместе. Опешив от встречи , я толком ничего не успел сказать , как Саныч произнёс: « чего ж вы сразу не сказали , что вы с нашими орлами?» и после этих слов ушёл. Шесть здоровых мужиков приняли нас как давних друзей, машинально мы рассказали о планах, всё согласовали и отправились ставить палатку. В приюте было очень много народу , места почти не было, мы поставились рядом с лагерем ребят из Питера , которые через день отправились по тридцатому маршруту. Закинув рюкзаки мы присоединились к гуляющей нашей компании , весь вечер просидели у костра с песнями под гитару. Кто-то заметил медведя первым , затем мы обернулись и все. Медведица шарилась в мусорках ,что стояли метрах в сорока от нас. От яркого света наших фонариков , она ушла , и мы продолжили веселье.

Ближе к полуночи , решили всё-таки идти спать. Ребята разрешили нам оставить рюкзаки у них в комнате в домике для волонтёров,так что спать было уже комфортнее и теплее. Проснувшись опять в 5 утра , мы приняли решение: не экспериментировать больше с сосисками и гречкой , а поесть простой ролтон , коего у нас было 12 пакетиков. Оперативно собравшись , мы вышли. Оказывается , не мы одни не спали , и как по дороге , так и на самом Фиште встречали много групп. За час мы дошли до начала самого восхождения , и вот тут возникла проблема: скала. Лёгкая стенка , положительный наклон , занимавшиеся скалолазанием , в том числе и я , забежали по ней , но один из группы не смог , он слишком боялся высоты. В результате мы потеряли уйму времени на то , что бы переложить из его рюкзака всё нужное в наши рюкзаки и отправить его обратно в приют. Продолжив восхождение , нас ожидали траверсы как по снегу , так и по скалам. Страшная сыпуха , которая приучила нас за мгновение реагировать на команду «камень!». И вот , дойдя до ледника , мы увидели группу , что шла впереди нас примерно на 40 минут , они поднимались по леднику до хребта. Мы приняли решение пойти другим путём,через скалы. Ледник был засыпан снегом , и идти было безумно тяжело. Приходилось со всей силы вбивать ногу в снег , если войдёт половина стопы-это было безумно хорошо и великолепная ступенька была готова , зачастую приходилось идти на 1\3 или на 1\4 ступни , при том , что такие ненадёжные ступени обваливались и приходилось падать и цепляться за снег всем чем можно , вбивая в него палки , как ледоруб , дабы не укатиться по склону вниз. Затем пошли скалы , на которых мне было особенно интересно. В то время как группа шла в обход , я лез напрямик вверх. Простые участки , простая порода. Поднявшись на хребет , мы пожелали удачи во время спуска последней группе , уходившей с вершины , и устремились наверх. Двадцать минут отделяло нас от вершины , и каждый был погружён в свои мысли. Кто-то наровне со мной бежал , перепрыгивая с одного гигантского камня на другой , пробегая по ровным участкам и лишь изредка поглядывая вниз , смотря на то , что находится в шестистах метрах под нами , а кто-то медленно , но уверенно шёл,погружённый в свои мысли. И наконец , встретившись на вершине , мы начали поздравлять друг друга , смотря на зелёную долину , пронизанную речкой. Фишт закрывал для нас этот вид , когда мы были на Оштене. Приют , находящийся в километре под нами , был до безумия мал. Мы сидели на вершине и , смеясь , дурачились , обсуждали всякие глупые , но смешные темы. Сидели , уставшие после шестичасового восхождения , и радовались жизни. Но нужно было спускаться , так как облака начинали обволакивать вершину.. С дичайшей неохотой мы начали спуск вниз , по тем же тропам и скалам. Когда мы сошли на ледник , нас ожидал мучительный ,чуть ли не километровый спуск вниз по наклонной толщи снега. «Разве можно пропустить такое веселье?»- подумал я , сел и ,оттолкнувшись палками , со всей скоростью поехал вниз. Половина ошалевшей от проехавшего меня вниз по снегу группы решили повторить мои действия , и за минуты три мы оказались у начала ледника. Спуск был короткий , облака проплывали с другой стороны , с нашей же всё было открыто , видно и безумно красиво. Вернувшись в лагерь мы быстро поели и легли спать , так как сил на ночное веселье у нас просто не было. Как всегда проснувшись в 5 утра мы начали неспешно , лениво собираться. Позавтракали , собрали вещи. Еды на эти 4 дня мы взяли слишком много , так что большую часть оставшегося у нас мы положили в комнату ребят , пока те спали. Распрощавшись с теми , кого мы разбудили , с Санычем , со всеми остальными подружившимися с нами ребятами , мы двинулись в путь. Пройдя метров семьсот от приюта я вспомнил , что не видел своего телефона. Андрею было тяжко с привалами , так что я сказал ему идти вперёд,а я пока проверю рюкзак. Минут 20 у меня ушло на то , что бы перерыть рюкзак и найти телефон. Собрав рюкзак , я двинулся в след за Андреем , но , пройдя несколько десятков метров , я услышал , как много веток в лесу ломалось и передо мной выпал небольшой камень. Насторожившись , я медленно пошёл дальше , как только шум веток чуть-чуть стих. Но пройдя чуть-чуть вперёд,он стал ещё сильнее и чаще. Затем я услышал дыхание , перерастающее в рычание с каждым вздохом , я посмотрел в лес в сторону этого звука и увидел огромный силуэт медведицы , она была не далеко от меня , метрах в десяти...единственным адекватным решением я счёл сбросить рюкзак и отбежать , достав нож из кармана и держа его в руках чисто для успокоения. Минут 15 я простоял без единого движения , просто прислушиваясь. В первые пять минут звуки пропали , но я всё равно не мог идти. Когда же я сумел уговорить себя , что надо двигаться , я медленно подошёл к рюкзаку , на каждом шагу останавливаясь и прислушиваясь , открыл его , выкинул две двухлитровые бутылки воды , затем надел рюкзак , везде закрепил и побежал...в таких ситуациях смутно понимаешь , сколько ты бежишь и как давно , но судя по вчерашним ощущениям , пробежал я километра 4,до речки с маленьким мостиком. Эта река разделяла две части леса , так что , перебежав , я оглянулся , и увидел тот же самый силуэт , поворачивающий и идущий в сторону горы. Мне пришлось пробежать ощутимое расстояние от речки , прежде чем я смог успокоиться , но нож из рук до первого перевала я так и не убирал. Дойдя до перевала , я обнаружил на нём сидящего и ждущего меня Андрея. Рассказав ему о случившемся , мы поели, выпили остатки воды из фляги и следующие 5 часов хода нам пришлось идти без воды. Наконец , дойдя до первой стоянки у Оштена , откуда мы и вышли, мы припали к речке и стали жадно пить из неё воду. Посмотрев на какую-то бумажку, Андрей сказал , что ему надо бежать к базе МЧС , где стоит телефонная вышка , и необходимо сделать очень важный звонок. «Ну беги»-ответил я. Вскоре он исчез из поля моего зрения , а я , допив и набрав воды , выдвинулся за ним. В этот момент началась непогода , и плато начало заполняться тёмными дождевыми облаками. Всю дорогу я любовался , находясь внутри облаков , красотами соединения облаков и земли. По дороге я встречал табуны лошадей и коров , как и в первый день , но я уже был один , и у меня было время сесть и понаблюдать за ними. У всех групп , идущих мне на встречу , я спрашивал о том , не видели ли они парня одетого в свитер , с красными палками и зелёным рюкзаком. Все его встречали и отвечали мне , что он далеко. Я шёл медленно , наслаждался видами и животными , так что время для меня прошло незаметно. Проходя КПП я предъявил билеты и отправился дальше. Ближе к базе МЧС из далека я увидел его , сидящего на бордюрчике у забора какого-то отеля. Зайдя к МЧСникам , мы снялись с учёта и отправились дальше. Нигде в округе не было еды и воды , лишь только у Большой Азишской пещеры. Три километра мы туда шли , по приходу уселись за стол одного магазинчика и начали есть. Пока было время , мы подружились с тамошними хозяевами , успели всё пообсуждать,и через полтора часа , к назначенному времени , за нами приехала машина. Загрузив туда рюкзаки, в салоне мы обнаружили кастрюлю с тёплыми пирожками с картошкой. Под такую вкусную нотку и закончился наш поход , прошедший абсолютно незабываемо как для меня , так и для Андрея.