Грузия. Каждый раз новые открытия.

Неделю назад закончилась наша очередная эпопея на Казбеке. Это была 6-ая экспедиция нашего клуба на Казбек и 4-ая из ноябрьских.  Да, вот уже 4 года подряд без перерыва мы на осеннем и, если называть вещи своими именами, вполне зимнем Казбеке. Во время этой промерзлой экспедиции, я уж думал,  что, наверное, это в последний раз, а вот спустя недельку почему-то кажется, что в следующем  ноябре мы будем опять сидеть в пуховочках на метеостанции.

На этот раз состав как никогда был маленький. Ребят из Екатеринбурга и Москвы всех почему-то не отпустили с работы, и нас осталось трое – Катя Дейкина, Владимир Щербаков из Челябинска и я. Решили ничего не отменять, маленькая команда это тоже команда. Все поместились в мою машинку и двинулись в Грузию.

Очень обрадовала граница на этот раз. В августе мы впервые простояли 9 часов на границе, и внутренне уже были к этому готовы. Но сейчас пограничные пункты работают круглосуточно, и легковые машины проходят очень быстро. Туда мы проскочили вообще без стояния в очередях, а обратно на русской границе 10 минут подождали. На грузинской стороне идут масштабные бетонные работы по укреплению дороги и русла реки, перед Степанцминдой мост старый реконструируют. Поселок нас встретил достаточно холодным воздухом и ощутимым ветерком. Мы изменили начало и конец нашей традиционной программы. Завершается теперь программа не быстрым спуском, закупкой вина и отъездом из Степанцминды домой, а двумя днями отдыха в Тбилиси, неспешной закупкой вина и таким вольяжно-раслабленным после серных ванн отбытием домой.  А начало изменили ночевкой в Степанцминде. Раньше мы ехали всю ночь, к  обеду приезжали, быстро переодевались, собирались и выезжали на церковь, откуда уже пешком на перевал Соберце и до места ночевки в палатках. Всегда приходили и ставили палатки в темноте. Все это, мне кажется, не способствовало плавному вхождению в акклиматизацию. Тем более что на этот раз нас вез не автобус, и практически все трое всю ночь бодрствовали, только с 3 до 5 утра поспали в дороге. Поэтому отдых и ночлег в отеле у нашего партнера был очень кстати.

Наутро начался наш обычный Казбек. Быстрые сборы и заброска на Троицкую церковь, и под рюкзаки. Чем выше поднимались, тем сильнее дул ветер и все холоднее становилось. Палатку ставили уже в бурю. Оттяжек не хватило, пришлось основную веревку достать и дополнительно растягивать мою старенькую Cave Fox. На праздничный ужин, ведь был день рождения клуба, у нас была гречка с сосисками и грузинский коньяк  Sarajishvili.  Еще у нас был кинозал – Катя взяла ноутбук с фильмами. Под потолком подвешенный лэптоп кидало во все стороны. Ночь была тревожной. Я все ждал, когда ветер порвет палатку, и мы окажемся «на улице».  К утру ветер не стих, но палатка выжила. Мы позавтракали, собрались, спрятали в камнях палатку и продолжили наш путь. Обычно после ночлега в палатках на этом месте  утро нас встречало солнцем, и потом был несложный переход через ледник на метеостанцию. На этот раз получилось морозно и тяжело. Видимости не было, на леднике приходилось тропить. Всем было холодно. Когда идешь с тяжелым рюкзаком, сильно одеваться нельзя – идет большое тепловыделение, и быстро становишься мокрым. Но раздетым холодно идти, и найти на ветру и морозе с тяжелым рюкзаком нужную комбинацию одежды бывает очень трудно. Я лично не ожидал, что под рюкзаком будет так холодно, и свои самые теплые рукавицы спрятал глубоко в рюкзак, а одел нормальные теплые горнолыжные перчатки. На метеостанцию я пришел с «прихваченными» пальцами рук. Все сильно устали. Внутри как обычно - дубарь. В столовой стоят новые пластиковые окна, но почему-то одно без фиксатора – открыто, и на полу уже сугроб. Пришлось лавочкой его подпереть. Температура    -10-13, но зато нет ветра, жить можно.

На это раз мы впервые одни на Горе. Раньше то ребята из Зеленограда, то чехи, то молдаване создавали разнообразие, а в этом году вообще никого. А в августе тут было очень много народу – и приют полный, и целый палаточный город вокруг станции.

На следующий день у нас была акклиматизация. Сходили, как обычно, через кресты до ледника, где дальше надо одевать кошки. Просмотрели тропу. Погода стала радовать – утих ветер, показалось солнце, вечером вышли звезды. Ночью восхождение.

Вышли в 3.00. По мере движения вверх начался ветер и все усиливался. Мы в нормальном темпе дошли до начала ледника, одели кошки. Погода не очень, холодно. Я впервые на Казбеке вышел с метеостанции сразу в пуховке, обычно я ее одеваю под вершиной. В ботинках и в рукавицах химические грелки. На руках первый раз использую их, обычно только для пальцев ног.

На леднике и выше на плато огромные трещины. Есть в таких местах, где в августе было ровное поле ледовое. Идем, конечно, с веревкой, но все равно все время напряжно. Помню, как улетел два года назад. Солнце пытается пробиться сквозь тучи, и иногда это удается на несколько секунд, но мы не успеваем согреться. Ветер усиливается. Идем длинным траверсом. Для Вовы наш темп немного быстрый. Часто останавливаемся. Меня начинают терзать сомнения. Погода ухудшается. Когда поднимемся на перемычку, не будет долгожданного солнца, не сможем отдохнуть и согреться. Советуюсь с ребятами. Вроде, готовы идти дальше. Катя требует движения куда-либо, т.к. холодно стоять. Я принимаю решение идти вниз. Идти дальше, замерзая, зная, что до вершины еще 2-3 часа, и погода все хуже – это неправильно. Повернули.

Быстро побежали вниз. Через метров двести увидели, что вершина открылась и там светит солнце. Чего-то я засомневался. Прошли еще вниз. А над вершиной  голубое небо и солнышко светит. Но возвращаться вверх как-то уже не хочется. Так и шли – смотрели на вершину все время. А там - то солнце, то ветер с тучами. Подрастроились, конечно.

Решили не ночевать в этом холодильнике и бежать вниз. Пока собрались, вышли в 17.00. Погода к тому времени испортилась окончательно, и пошел снежок. По леднику успели сбежать засветло. Дошли к месту нашего ночлега и целый час не могли найти палатку. А потом в этом ночном снегопаде часа два пытались найти тропу на перевал. Следов нет, ориентиров нет, белая пелена. Ходили-бродили, потом поставили палатку и завалились спать без всякого ужина.  На утро - светит солнце и голубое небо. Мы стоим на тропе, но до явно выраженной дорожки к перевалу надо пройти среди камней, и эта невидимая тропинка засыпана снегом, и если не видеть конечной точки, то и не угадаешь, что здесь есть путь. Через 1,5 часа сидели возле церкви и ждали машину.

Так и закончилась горная часть экспедиции. Мы принимаем душ, бросаем ненавистные рюкзаки, оставляем машину и налегке мчимся в Тбилиси. Две ночи в Тбилиси. Отогреваемся в горячих серных ваннах, отъедаемся-отпиваемся, бродим по блошиному рынку на Сухом мосту, посещаем колхозный рынок. Для меня этот визит в Тбилиси запомнится своеобразным экскурсом в историю.  Все началось с того, что мы совершенно случайно, а случайно ли, поселились в хостеле на улице Александра Чавчавадзе. Оказалось, что Татьяна, хозяйка хостела, устроила его в своей двухуровневой квартире в доме, который когда-то в 19 веке построил ее дед. Это реально старый дом, но в нем даже есть мебель еще старше самого дома, аж 17 века. И, конечно, все в этом хостеле – от книг до бирки страхового общества 1850 года на дверях – дышит историей. Татьяна же нам и рассказала историю любви 15-летней Нино Чавчавадзе, дочки Александра Чавчавадзе,  и Александра Грибоедова. Конечно, мы могли бы и раньше поинтересоваться  жизнью нашего соотечественника, но я лично смутно помнил, что что-там Иран, посольство, переводчик и собственно и все. Эта красивая и печальная история не оставит вас равнодушными. Мы сходили к могиле Грибоедова и пантеону художников и публичных людей Грузии. И этот экскурс, и старый  город, и картины на сухом мосту, и наш хостел, и Военная Грузинская дорога  – все это меня лично заставляло постоянно думать, как жили здесь люди раньше, как они передвигались по этим горам, как решали бытовые проблемы, как боролись за свое выживание, как жили и умирали.

Утром 5 ноября мы покинули Тбилиси, пересели в Степанцминде в нашу машину, посетили  любимый винный магазин, купили грузинского хлеба и лимонада, и отправились в Краснодар.

На Казбеке теперь побываем летом, а с Грузией у нас свидание в феврале в горнолыжной школе в Сванетии.