Эльбрус для романтиков

Сегодня хочу рассказать о нашем недавнем восхождении на Эльбрус.

Зимой мы провели две традиционные экспедиции на высшую точку Европы и готовились к весенне-летним восхождениям по всей планете, но карантин внес свои изменения. Нашим ответом стала новая программа клуба "Стремление" - "Эльбрус для романтиков". Хотелось сделать недорогой тур. Убрали проживание в домиках, отказались от поваров - все как раньше. Автономно и все самостоятельно. Если честно, я думаю, что для неподготовленных восходителей, которых с каждым годом все больше на Эльбрусе, это тяжеловато, но мы решили попробовать.

В июне удачно сходили традиционно с севера, и вот 18 июля в кемпинге Терскола собралась наша романтическая компания. Были представлены Краснодар, Ростов и Кропоткин. Самые романтичные города России.

Прошли стандартную акклиматизацию внизу, сходив на Чегет и обсерваторию, закинулись на 4100 возле приюта спасателей на гряде. Поднимались в жуткую непогоду, и даже немного подмерзли, пока выбирали место для лагеря и ставили палатки. На следующий день сходили на верх Скал Пастухова. Лика повернула, не поднявшись, у остальных все было хорошо.

Отдохнув один день, в полночь 24 июля мы вышли на Гору. 5 восходителей. В палатках остались Лика и Саша Пшеница. Очень обидно, но в последние часы перед выходом Саша вдруг стал чувствовать проблемы с дыханием, хотя на акклиматизации они с Антоном были впереди всех. Было решено, что утром он уйдет вниз.

С самого начала было оговорено, что мы идем без ратрака. Уговаривать никого не надо было, да и смысл изначальной экономии терялся бы. Но такой способ восхождения требует немного лучшей подготовки, чем вариант, когда тебя ратрак довозит до 5100, потом спускает с 5100, тебе остается в промежутке доползти до вершины (5642).

В общем, глубокой ночью шли мы и шли, луной палимые и ветром обдуваемые. Было холодно, поэтому в пуховках. Когда пришли в седло, стало ясно, что только Антон реально имеет шанс дальше подняться на вершину. Отпустить его одного я не мог, а остальных оставить в условиях нулевой видимости тоже, как понимаете, нельзя. Поэтому все дружно потопали вниз.

Так закончилась наша попытка восхождения. Эльбрус объяснил ребятам, что надо тренироваться. Обиднее всего, конечно, тот факт, что явно все "ратрачники" были слабее моих ребят, но они сходили на Гору, а мы нет. Победителей не судят, а проигравшим не сочувствуют. Кто там будет потом разбираться, когда в компании друзей тебя спросят о восхождении на Эльбрус, и ты ответишь "не поднялся". В подробности никто не вникает.

Вечером 24-го после такого нелегкого дня я решил вздремнуть, а в команде зрел "заговор". Оказывается, не только я чувствовал какую-то недосказанность... Саша Пшеница внизу оклемался и по телефону требовал продолжения банкета. Остальные, которые несколько часов назад на седле выглядели унылыми пиратскими копиями самих себя, тоже били копытом. Они озвучили все это и ждали моего решения. Формально все стыковалось. 25 августа был наш последний день на Горе, 26-го мы должны выехать домой. Предложили - вечером 25-го, то есть на завтра, в 22.00 выйти на восхождение, пораньше 26-го выйти на вершину, сбежать вниз и уехать домой. Оптимисты, блин! Все подогнали, но неуверенно так мне преподнесли, понимая, что шито белыми нитками.

...Для меня сейчас эти восхождения на Эльбрус — это тренировка, но больше работа. Она позволяет мне зарабатывать на жизнь семьи и иногда отдавать долги из прошлой жизни. А работа должна выполняться эффективно, т.е. минимум усилий, максимум финансовых результатов. Но когда на тебя смотрят горящие глаза жаждущих идти к вершине, гид во мне затыкается и просыпается альпинист...

Конечно, я согласился. Так через 4 часа после спуска было принято решение о второй попытке. Все довольные отрубились спать.

На следующий день 25 июля Саша Пшеница поднялся снизу и принес нам хичины, кока-колу и апельсины. День мы отдохнули и разработали план, согласно нашим реалиям. Решено было, что Саша Пшеница, Антон и я идем ножками, а Алена, Саша Голев, Галина и Лика доезжают до 5100 на ратраке, иначе у них шанса после такого короткого отдыха не будет, там мы соединяемся и вместе идем на вершину.

Эту задумку мы и попытались реализовать.

В 22.38 25 июля мы с ребятами вышли на восхождение. Было теплее, чем 24-го. Пошли хорошим темпом, но почти под Скалами Пастухова Саша сказал, что это какое-то издевательство и все бесполезно, он поворачивает вниз. Я убедился, что он все соображает, видит дорогу, восходителей, и отпустил его. Саша, даже чувствуя недомогание, отказался восходить с ратраком. Я уверен, что на следующий год мы будем с ним стоять на вершине.

Мы остались с Антоном вдвоем и довольно быстро дошли до вмерзшего ратрака, а потом до Косой полки. Вид на ночной Эльбрус открывался фантастический - звезды, большая Гора и змейка фонариков. Через 30 минут к нам подъехали Алена, Саша Голев, Галина и Лика. Начался путь по полке. Почти сразу Лика повернула, подготовки явно не хватает. Я ушел с ней и посадил ее на ратрак, уходящий вниз. Потом догнал ребят, которых в мое отсутствие возглавил Антон, и мы продолжили путь по Косой полке. Даже иногда обгоняли другие группы. Ребятам было тяжело, но они отлично держались. В седло пришли примерно в 6 часов утра. Я впервые так рано был в седле, если, не считая случая ночевки на седловине в феврале 1998 года.

Попив чайку с вкусняшками, вышли на последний рывок. Это самый тяжелый отрезок восхождения. Вы делаете 2-4 шага и останавливаетесь отдохнуть. Если человек не был на высоте, он не может поверить, что можно делать 2 шага и останавливаться для отдыха. А то, что под вершиной ты начинаешь отдыхать после каждого шага, он отказывается принимать категорически, думая, что восходители на Эльбрус набивают себе цену. Но это действительно так. Я, как опытный аниматор из турецких отелей, развлекал своих ребят как мог, чтобы мы не сдались и двигались дальше. Помню, как кричал Саше: "Прошли 1/30, а еще даже и не шли. О, уже 2/30 прошли, а если сократить дробь, то это будет 1/15, а это уже совсем по-другому смотрится!". И все в таком духе. Уставшим восходителям этот крутой подъем на Западную кажется бесконечным, но все когда-то кончается.

На вершине был ветер и холодно. Но мы немного поснимали на телефоны. Я оставил на вершине баночку своего Альпинистского мёда. Надеюсь, его уже съели. Апельсины смогли есть только спустившись на седло, там было не так ветрено. Вниз все пошли своими ножками, гордо провожая ратраки, увозящие довольных восходителей. Потом были судорожные сборы и спуск к канатке под дождем. Погода повторилась - как забрасывались, так и спускались в непогоду. После нас канатка сразу перестала работать, мы успели впритык. 3 пересадки и мы на Азау. Дальше был ужин в Куполе, вручение сертификатов и у каждого своя дорога домой. Я лично не выдержал и стал засыпать за рулем, поэтому в полночь на трассе мы поспали 3 часа. В Краснодар мы с Галиной и Ликой приехали уже утром.

Вот такой он Эльбрус для романтиков. Мне понравилось. У всех ребят это было первое восхождение на Эльбрус, они начали свой отчет. Ну а я записал себе цифру 59, а в этом году это был всего лишь пятый мой Эльбрус. Видеоклип будет чуть позже.

...Через пару дней уезжаю на север Эльбруса. Предстоит сделать серию восхождений. Помимо всего прочего мы с Ильей Корелиным решили проверить себя на прочность. Думаю, будет интересно.

Олег Афанасьев, президент клуба "Стремление"