Эльбрус-2015

Казалось бы, еще не успели отойти от зимнего Эльбруса, а вот уже и лето подобралось незаметно, и мы снова в Приэльбрусье.

Наш эльбрусский календарь составлен на сегодня таким образом, что он (Эльбрус) не успевает нам приедаться, и мы всегда с радостью ждем новой встречи. Все потому, что в феврале мы ходим с юга, а в июне и в августе - с севера. И всегда, приехав к этой Горе, получается воскликнуть: «О! Давно с севера (юга) не были!» В этом наш тайный замысел – всегда ходить в удовольствие.  А так как начинающих всегда больше, а знакомство с этим великаном лучше совершать в летние месяцы, то и «теплых» Эльбрусов у нас два – в июне и в августе. Больше желающих, больше шансов, чем зимой. Зимой самые отчаянные рвутся в бой. Летом можно и начинающим попытать свое счастье.

В этом году первый летний Эльбрус прошел 12-21 июня. Состав, как всегда, подобрался отличный – Юля Шеляг (до этой экспедиции 1 успешное восхождение на Восточную вершину Эльбруса  с севера летом и несколько зимних попыток), Рома Лукьяненко (1 зимнее восхождение на Восточную с юга), Андрей Федосов (1 восхождение на Восточную с севера летом, несколько попыток зимних и летних восхождений), Денис Зак (впервые на Эльбрусе), Вадим Кузнецов (Тула, впервые на Эльбрусе), Валерий Новохатский (участник наших казбекских экспедиций в ноябре со стороны Грузии, впервые на Эльбрусе). Ну и у меня до этой экспедиции было 36 успешных восхождений на Эльбрус, из них 3 было с севера, откуда мы и собирались подняться на этот раз. Как видите, состав от новичков до бывалых, и такой состав по отношению к начинающим бывает очень полезным. Я много раз замечал такой интересный факт – когда то, что ты вещал на лекции по Эльбрусу, потом в неформальной атмосфере своими словами и с эмоциями «как оно действительно реально бывает в жизни» рассказывает кто-то из переживших это (горняшку, мазоли, холод, молнии, ночь в палатке в метель и т.д.), им верят больше и шепотом переспрашивают подробности. И поэтому всегда хорошо, когда в экспедиции люди разного уровня, это полезно для учебы. Но разбивает команду по подготовке и возможностям, и это надо учитывать.

Общее впечатление от экспедиции – как-то все быстро пролетело, и заметить не успели.

13-го утром забросились без проблем с помощью Давида Комаровского до поворота. Друзья-партнеры из фирмы «Выше Радуги» ждали нас на поляне Эммануэля. Их машина помогла нам телепортировать наши рюкзаки в лагерь, а мы пробежались пешком. Встретили Вику Пивень, Аню Иванову и Александра Косицына. Они довольные уходили вниз «с вершиной» - завидно! В этот же день мы сходили на Джилы-Су. Прогулялись для акклиматизации и посмотрели источники и водопад Султан.

14-го забросили продукты через Немецкий аэродром, Седой гребень, Лунную поляну на 3750. Шли с рюкзаками и высота уже чувствовалась. По пути постоянно обгоняли-отставали от группы, в которой тоже были краснодарцы, и даже один из них когда-то занимался в нашем клубе – Николай Мягков. Его фото зимнего Фишта висит у нас рядом с турником. Везде наши, это приятно. В домики поднялись замерзшие под мокрым снегом. Посидели, поболтали со старыми друзьями, попили чаю, оставили заброску и побежали вниз. Возвращались в тумане под дождем через каменные Грибы. Еще одно место Силы в северном Приэльбрусье.

15-го уже вышли со всеми вещами и снаряжением наверх. Поселились комфортно в «шайбе» у партнеров.

16-го был главный акклиматизационный выход наверх. Трещины начали открываться, но процесс только начался и как раз был в самой опасной стадии – когда снег внутри трещины растаял, а мостики наверху еще не вскрылись. Поэтому до Скал Ленца все ходят только с веревкой. Мы поднялись сначала до нижних скал Ленца, а потом до средних. Это примерно 4900 м. Все чувствовали себя хорошо.

17-го был день отдыха. Мы спали, читали и строили стратегические планы. Дело в том, что более подготовленная часть нашей команды (Юля, Рома и Андрей) мечтали о Западной вершине. Они все были на Восточной до этого. Поэтому строили различные варианты развития событий. Вплоть до ночевок на скалах Ленца, у нас была с собой палатка на этот случай. А прогноз давал всего лишь один день (18 июня) хорошей относительно погоды. Мы несколько раз переигрывали сценарий предстоящего восхождения, и уже ночью порешили вставать в 0 часов и идти всем  вместе до верхних Ленцов, а там более опытные – на Западную, а я с остальными – на Восточную. Грядущий день показал, что это был правильный план. В том смысле, что правильно отказались от ночевки в палатке на скалах.

В этот день отдыха мы еще неожиданно встретили Сергея Дзюбу с товарищем из Крокуса. Они только заносили груз на 3750. Забегая вперед, скажу, что Сергей поднялся на вершину, но пришлось несколько дней после нас пережидать плохую погоду.

18-го проснулись в 0 часов, собрались, попили чаю, наполнили термоса и в 1.38 вышли на восхождение почти полным составом. Валерий Новохатский остался дожидаться и переживать за нас в домике на 3750. Если кто-то спит ночью очень крепко, могу рассказать, что в 3.40  18 июня  рассветает, а в 4.30 уже светит солнце. До нижних скал Ленца (примерно 4700м) мы дошли очень бодро, попили чаю и двинулись дальше. На  средних Ленцах (4900 и выше) стало хорошенько задувать и мы растянулись. Андрея Федосова накрыла горняшка, и дальше у него не получилось пойти. Примерно на 5000м Андрей повернул обратно и целый день ждал нас под нижними Ленцами. Мы поднялись на 5300, где должны были пойти на разные вершины. Кто до этого не одел пуховки, сразу стали оперативно утепляться, т.к. было очень холодно. Собравшись вместе, мы оценили свои силы. Поняли, что в такую погоду на Западную Юле и Роме будет не пробиться, а потом будут еще большие проблемы на спуске, даже с имеющимися навигатором и рациями. Мы приняли единственно правильное в той ситуации решение – сделать всем вместе попытку на Восточную. Попили чаю и медленно и печально пошли вверх. Это место многие называют Тягун, а камень, к которому надо подойти – Обманный камень. Он хорошо виден, и, кажется, через двадцать минут ты подойдешь к нему. Но эти двадцать минут растягиваются на 1-2 часа. А многим вообще не удается преодолеть это расстояние. У нас на 5400м силы стали покидать Дениса Зака. Вместе с ним мы решили, что ему надо поворачивать и ждать нас на 5300 на верхних Ленцах. Потом внизу, в тепле и под действием пива, накатывала обида – дескать, мол, надо было потерпеть и не поворачивать, ведь так мало оставалось, совсем близко была вершина. Но все эти мысли по неопытности. Я уверен, что мы подошли с Денисом к черте, переступив за которую, мы в результате были бы обречены на борьбу за его здоровье, а может быть даже за жизнь на спуске с вершины. Потратив последние силы на эти 250 метров к вершине, ничего бы уже не осталось на спуск. И непонятные приступы с повышением давления, которые у Дениса 4 раза случились после горы и даже в автобусе, меня лично еще раз убеждают, что все сделали верно. Таким образом, Денис повернул вниз, а Юля, Рома, Вадим и я очень медленно, но продолжали свой подъем к вершине. И Тягун в этой жизни тоже когда-нибудь заканчивается, и, проваливаясь в глубокий снег, мы обошли Обманный камень, и вышли к вершине. И были фотографии, и улыбки, и радость от того, что больше не надо идти вверх, только вниз. Мы начали путь к нашим домикам, по пути собирая нашу команду. На спуске немного горняшка поиграла с желудком Юли, но в целом все прошло успешно. Валерий нас встретил вкусным компотом. А еще у нас на «после вершины» было припасено пиво! – оно так теч-е-е-е-т по горлу и сразу в кровь, и хорошо….

19-го мы груженные доверху спустились вниз.

20-го сбежали к Джилы-Су, где нас ждал автобус, а рюкзаки опять на Ниве доехали до начала асфальта на повороте, и, погрузившись, веселые и довольные поехали в Краснодар. Программа закончилась у нас на 1 день раньше. В запасе было целое воскресенье!

Само восхождение из-за глубокого снега и ветра с морозом наверху получилось не очень легким на этот раз. А вот вся экспедиция получилась легкой, быстрой и веселой. Лично мне очень понравилось, и теперь жду августовский Эльбрус, чтобы сравнить, как оно все будет в разгар сезона летних восхождений.