День альпиниста на Эльбрусе. Экспедиция 2-11 августа 2015

Наш уже традиционный августовский Эльбрус в 2015 году проходил 2-10 августа. Мы, конечно, не планировали обязательно встретить Международный день альпинизма на вершине, но скажу сразу, что так и получилось.

На сегодняшний момент в нашей клубной программе в году присутствуют 3 Эльбруса – февральский с юга и с севера два летних, июньский и августовский. У каждого своя изюминка – время года, сторона света и даже июньский и августовский с севера отличаются. В июне немного холоднее обычно, нет Серебряного источника на поляне Эммануэля, трещины только начинают открываться и в команде больше клубных членов. В августе традиционно лучше с погодой, открыт Серебряный источник и барашки пасутся рядом на летних пастбищах (а это очень важно), много альпинистов и просто отдыхающих, больше в составе ребят «со стороны».

В этом году два летних наших восхождения проходили по одинаковой программе:

1 день – заброска на поляну Эммануэля и экскурсия на источники Джилы-Су;

2 день – заброска продуктов через Немецкий аэродром и Седой гребень на Северный приют (3750м), спуск через Грибы вниз;

3 день – переход со всеми личными вещами и снаряжением на Северный приют;

4 день – акклиматизационный выход до средних скал Ленца (примерно 4800м);

5 день – отдых;

6 день – восхождение;

7 день – спуск на поляну Эммануэля;

8 день – возвращение в Краснодар.

Оба раза этим летом мы четко отработали нашу программу, но были в этой августовской экспедиции и свои отличия и даже рекорды.

На этот раз у нас была относительно большая команда. Бывало, что зимой на Эльбрус мы выезжали в составе 15 человек, но последние года обычно нас было 6-8 человек. Сейчас 11 участников. Уже не позвали, как обычно, Давида отвезти нас на его Starex к подножию Горы, а наняли Мерседес. И наша команда состояла из таких условных трех частей – 5 мужчин, мечтающих об Эльбрусе, но не занимающихся ничем подобным в жизни, 5 членов клуба и гражданка США Катя Гибсон (Catherine Gibson).

Меня уже давно не интересуют мои личные достижения на Эльбрусе, просто проверяю свои физические кондиции, а вот успех экспедиции всегда пытаюсь просчитать еще в Краснодаре. Успех каждого участника воспринимаю как собственный успех и результат. И главными результатами для меня всегда будут здоровье и жизнь наших восходителей, их моральное удовлетворение от экспедиции и уже потом сам факт вершины, и этот факт не должен влиять на первые два результата. Сколько раз мы возвращались с зимнего Эльбруса без вершины довольные и счастливые? Да десятки раз. И естественно, добиваться таких итогов легко с проверенными друзьями, а когда собираются незнакомые люди, всегда есть риск остаться без главных результатов. Поэтому и беру на Гору только после личного собеседования, в котором за 20 минут пытаюсь просканировать человека, понять, будет ли он соблюдать правила игры или лучше не рисковать. Но так складывается, что всегда приходят адекватные хорошие люди, и все у нас получается.

Слава Агеев, Дима Иваненко, Егор Абрамчук, Володя Иванченко, Николай Ноздрачев… Что они могут, как они будут ходить, знают ли они смешные анекдоты – одни вопросы были без ответов. Но, пришли незнакомцами, а спустились с Горы друзьями. А из членов клуба были Костя Забара и Саша Волпьянский, и три сотрудника – Дима Кудряшов (инструктор), Маша Кравченко (инструктор и администратор) и я. В этой пятерке я, конечно, не сомневался. Ну, и далекий гость из США – Катя Гибсон. Это отдельная история.

Начнем с того, что в наших экспедициях, даже заграничных, всегда были соотечественники. Психологический климат очень важен в альпинизме потому, что вы как на подводной лодке – деться от общения некуда, это связка в прямом и переносном смысле. И, конечно, если с человеком, который рос на одних с тобой букварях, иногда и говорить не надо, все и так понятно, то альпинисту с другого континента, скажем, фразу «идем как ежик в тумане» надо начинать объяснять с рождения советского мультипликационного жанра. Сам забудешь, что имел в виду. Была и другая у меня фобия по поводу Кати. Ее «послужной список» мне хорошо известен – Эверест, Аконкагуа, Денали, Монблан, Маттерхон, Ленина, Коммунизма, Рэйнер, Арарат и другие великие Горы, бесчисленное количество марафонов и полумарафонов. Но все эти 25 лет, что мы знакомы, я всегда видел на фото молодую красивую сильную альпинистку, а тут перед самой экспедицией вдруг прозрел – ко мне летит 60-летняя женщина! Что я буду с ней делать на Эльбрусе? 60 лет – это уже не шутки! Но, страхи мои были ни о чем. Все наши мужчины, и я не исключение, были в восторге от подготовки Кати. За всю экспедицию Катя была единственным участником команды, который ни разу не сказал фразу «у меня есть проблема». Даже когда ей не досталось горячей воды после спуска, все что она сделала, улыбнулась и достала боченочек с влажными салфетками, но назавтра утром дежурила с чашкой кофе возле душа, чтоб не пропустить  душ и не остаться без бодрящего напитка. Все члены команды получили возможность попрактиковать свой английский. И если у кого-то он хромает, то моему вообще ноги оторвало. Но мы отлично понимали друг друга. С Катей все получилось легко и просто. На прощание она сказала нам тост – чтоб мы были сильными, здоровыми и в 60 лет поднялись на Эльбрус! Как ни ужасно, но для большинства россиян последняя часть этого тоста звучит как проклятие – слишком низкая у нас физическая культура. Но если есть такие восходители как Катя Гибсон, значит, и нам реально стать сильными и отметить 60 лет на нашей любимой Горе.

В анонсе этой экспедиции мы писали, что в команде будет 3 восходителя на Эверест, но третий из нас, Краснокуцкий Алексей (муж Кати), не получил российскую визу. Родина-мать не захотела пустить его на свои просторы. Он ждал Катю в Стамбуле, перед Эльбрусом они поднялись на Арарат. Мы, кстати, на Арарат пойдем в сентябре.

Возраст участников стал причиной двух наших клубных рекордов – как вы понимаете, до этого у нас не было 60-летнего восходителя на Эльбрус, но и 17-летнего тоже не было, а Диме Кудряшову именно столько. И хоть мне этот факт не очень приятен, т.к. я поднялся на Эльбрус первый раз в 19 лет, но ничего уже не поделаешь, надо было раньше думать, придется слазить с пьедестала.

А еще один рекорд – это достижение вершины полным составом. Много раз мы поднимались на Эльбрус, начиная с 1991 года, но чтоб 11 из 11 – такого не было. И надо особенно отметить, что у десятерых это была первая попытка на Эльбрусе. При этом прогноз на snow-forecast был удручающим – неделя ливней без просвета. Но в горах погоду делает тот, кто не слушает прогнозов.

Мы работали по программе. Иногда попадали в дождь, иногда в снег, иногда сгорали на солнце. В ночь восхождения погода мне особо не нравилась – было тепло, со всех сторон грозы, небо то в звездах, то в тучах. Все группы из нашего лагеря отказались от восхождения. И наши ребята шли меня уговаривать, но облегченно вздохнули, когда я сказал, что выходим, а там посмотрим. И наше упорство было вознаграждено – солнце, ни ветерка, на фото вы можете видеть, что на вершине только я стою в легкой пуховке. Очень редко бывает такая погода на Эльбрусе. Мы просто везунчики. Хотя это не помешало многим из нас поубивать колени на спуске, но это уже привычное дело…

Еще одно новшество нашей экспедиции – впервые Гора стала поворотной точкой в жизни участника. Дима Иваненко закурил последнюю сигарету и скинул ее с высоты 5621 метр. Я рад, что хоть немного причастен к этому поступку. Можно еще и с этой стороны рекламировать альпинизм.

Мужчины, как и подобает, вели себя очень достойно в этой экспедиции, а Катя и Маша украшали своим присутствием нашу команду и не отставали даже во время восхождения.

В общем и целом, мы весело и дружно сходили на вершину, записали гигабайты видео и фотоматериалов. После спуска долго ждали нашего ягненка с пастбища, потом усилиями почти всей команды сделали шашлык и шулюм, и это был суперский аккорд под занавес приключения.

Хоть и давит всегда груз ответственности, но если ты замечаешь, что ловишь кайф от экспедиции,  то это значит, что все верно и правильно сделали.

Уже дружной и небритой командой проводили Катю в аэропорту в МинВодах и поехали в жаркий и любимый Краснодар – к родным и близким, к друзьям и  работе, к мечтам о других экспедициях…

А в Северное Приэльбрусье мы клубом вернемся в сентябре, но это уже будет совсем другая история…

Посмотреть рассказ об экспедиции на Эльбрус в фотографиях